»
студия фасилитации in.focus

World cafe:
искусство задавать эффективные вопросы

Часть II. Как подготовить вопросы для разработки стратегического видения организации
Важная часть методологии World Cafe основана на умении задавать стратегические вопросы, на которые мы действительно не знаем ответ.

Сформулировать такие вопросы не просто, но именно они задают динамику коммуникации во время проведения технологии, открывают новые возможности, стимулируют появление инсайтов, приводят к инновациям,
вовлекают участников в обсуждение.

В таком обсуждении и способно родиться новое стратегическое видение организации!
Эффективные вопросы - ключ к стратегическим инновациям
Правильно сформулированные вопросы на этапе подготовки World cafe помогут группе осознать, вербализировать, сделать «видимым» уже имеющееся знание.

Как же составить такие вопросы для группы?

Вот 4 шага, которые помогут нам сформулировать сами вопросы, выстроить их в необходимую последовательность таким образом, чтобы участники Кафе смогли обсудить и выработать новое стратегическое видение своей организации.
4 шага подготовки вопросов для
стратегического видения организации
1
Оценка ландшафта организации
2
Открытие ключевых вопросов
3
Создание образа возможного
4
Создание рабочих стратегий

1
Оценка ландшафта – первый шаг, позволяющий оценить организацию во внешнем контексте ее работы. Это сканирование горизонта и контуров так называемого организационного ландшафта, нахождение на нем маркеров возможных проблем и имеющегося потенциала.

На данном шаге нужно позволить воображению и детской любознательности вести вас и задавать (формулировать, записывать) как можно больше вопросов, на которые стимулирует ландшафт организации.

Любые находки важно формулировать не в ответы или фиксацию проблем, а в вопросы: «Как А соотносится с Б, и какие вопросы это соотношение ставит перед нами? Если бы в игру вступило В, какой вопрос мы бы задали себе? Какой самый главный вопрос скрывается за все этой информацией?»

2
Открытие ключевых вопросов – как только вы создали список из эффективных вопросов на основании анализа ландшафта и целостного видения, приходит время изучить структуру сформулированных вопросов.

Это не механический процесс, он требует времени, а в результате вы получите 3-5 ключевых вопроса, ответы на которые, как в цитате Энштейна, и приведут группу к инсайтам.

Остальные вопросы вы составляете в кластеры, и здесь задачей является уловить, какие ключевые идеи и стратегические вопросы за ними скрываются.

3
Создание образа возможного - как только ключевые вопросы выделены, представьте себе, как бы выглядела ваша ситуация, проект или организация, если бы на эти большие вопросы были получены ответы?

Эта часть разговора дает первое понимание возможных креативных стратегий, подходов и ответов, которые зачастую открывают перед нами абсолютно новую территорию возможностей.

4
Создание рабочих стратегий - на этом шаге необходимо скомпилировать ключевые вопросы и видения возможного будущего.

Релевантная бизнес информация и хорошо структурированные разговоры с внешними и внутренними заинтересованными лицами организации, неформальные разговоры между сотрудниками и обратная связь от внешнего мира дают нам возможность постоянно оценивать бизнес ланлшафт, давая почву новым вопросам.

В данном случае важным является сдвинуть акцент с проблем и их решения на важные вопросы, которые могут разработать иной подход к стратегии развития организации.
В чем ценность 4-х шагов подготовки вопросов для World cafe?
Ценность этих 4-х шагов заключается в том, что они могут быть основанием разработки вопросов для технологии World Cafe, а также выступать самостоятельными крупными шагами в выработке стратегического видения развития организации.

Кроме того, на каждом из этих шагов технология World Cafe может быть использована для структурирования важных разговоров.
Что дальше?
Говорить о потенциале World Cafe во внедрении культуры эффективного и стратегического спрашивания в организации можно долго, поскольку эта тема очень богата интересным опытом.

Мы приглашаем вас на встречу-дискуссию в формате World cafe "Как "world cafe" меняет организации".

Ведь у нас осталось еще как минимум 3 незатронутых вопроса. А именно:


1
А что если раунды World Cafe посвятить не ответам на вопросы, сформулированные фасилитаторами,
а поиску и формулированию важных вопросов
самими участниками?


2
Как лидеры организации могут использовать
эффективные вопросы и World Cafe?


3
Какие эффективные вопросы уже используются
для оценки потенциала организаций при оргпланировании?

Обсудим
на встрече-дискуссии
"Как "world cafe" меняет организации"
Автор статьи: Алёна Луговцова - психолог, тренер, руководитель международных проектов, в 2011 году адаптировала в Беларуси технологию "Всемирного кафе".

Редакция и оформление:
Студии фасилитации in.focus
World cafe: искусство задавать эффективные вопросы
Часть I. Эффективные вопросы - ключ к стратегическим инновациям в организации
Другие статьи по фасилитации

Корпоративные истории в технологии World cafe


Эффективные вопросы - ключ к стратегическим инновациям в организации

Роль и место медиации в групповом принятии решения

Для чего важно разделять Контент и Контекст встречи

Каждый, кто работает с группами, находит свой смысл и свою роль в этом процессе

Советы начинающим

Почему фасилитация будет востребована в будущем - размышления фасилитаторов из разных стран

Как фасилитировать и не выгореть

Личные истории фасилитаторов

Когда и зачем проводить вопросительный штурм Q-Storming

Как провести сессию вопросительного штурма

Методы "Консенсус" и "Мировое кафе" в международном пространстве

Техника "регистрации" участников

Используем «живое слушание»

Made on
Tilda