»
студия фасилитации in.focus

World cafe:
искусство задавать эффективные вопросы

Часть I. Эффективные вопросы - ключ к стратегическим инновациям в организации
Когда в последний раз, сидя на очередном собрании в организации, вы ловили себя на мысли, что теряете время зря? Возможно, это происходило не единожды за время вашей профессиональной карьеры. Почему собрания, которые призваны решать важные для организации вопросы, являются такими скучными?

Может быть потому, что руководители формулируют вопросы для обсуждения не совсем правильно? А может быть потому, что они вовсе не задают вопросы, которые стимулируют интерес сотрудников и их вовлечение в обсуждение, и собрания превращаются в скучные отчетные сессии и другие формы односторонней коммуникации?

«Мне не интересно знать, что вы НЕ знаете, мне интересно, что вы знаете», - часто заявляют работодатели. Однако полезность приобретаемого нами знания и эффективность действий, которые мы предпринимаем, зависят от качества вопросов, которые мы задаем.
Вопросы вызывают интерес и вовлекают? - Нет, не слышали...
«Если бы у меня был час для решения проблемы, и моя жизнь зависела бы от него, я бы потратил первые 55 минут на то, чтобы сформулировать правильный вопрос, потому что, если я знаю правильный вопрос, я мог бы решить проблему менее чем за пять минут». Эту цитату приписывают Эйнштейну, и она наилучшим образом демонстрирует, насколько критически важным является способность задать правильный, эффективный вопрос в нужной ситуации.

Умение задавать эффективные, «большие», стратегические вопросы, как их называют специалисты в этой области, важно как в повседневной жизни, так и в жизни организации.
Правильный вопрос решает проблему меньше, чем за 5 минут
Однако ни образование, ни современная корпоративная культура, в большинстве случаев, не направлены на обучение эффективному спрашиванию. Наоборот, вся система как будто специально работает на то, чтобы мы разучились думать вопросами, а давали лишь правильные ответы. Система оценивания в школе и вузе устроена так, что ранжирует учащихся на основании их умения давать правильные ответы. Вопросы же воспринимаются скорее как «выпендривание», и, по большей части, раздражают учителей и преподавателей. «Не задавайте мне вопросы, дайте мне ответы», - часто слышат школьники и студенты.
Не задавайте мне Вопросы, дайте мне Ответы!
Однако, если мы хотим преуспевать в бизнесе, открывать новые направления, совершать революционные прорывы или даже просто выдерживать конкуренцию, мы должны осознавать, что лишь эффективные вопросы открывают возможности для нового знания и открытий, которые являются ключом к стратегическим инновациям.
Эффективные вопросы - ключ к стратегическим инновациям
Чем же нам может помочь World Café?
Важная часть методологии World Cafe основана на умении задавать стратегические вопросы, на которые мы действительно не знаем ответ. Сформулировать такие вопросы не просто, но именно они задают динамику коммуникации во время проведения технологии, открывают новые возможности, стимулируют появление инсайтов, приводят к инновациям, вовлекают участников в обсуждение.
Правильные вопросы задают динамику, открывают новые возможности, приводят к инновациям, вовлекают в обсуждение
Стратегические вопросы основаны на допущении, что все заинтересованные лица уже обладают мудростью и знанием, необходимыми для того, чтобы справиться с любым сложнейшим вызовом, стоящим перед организаций. Все, что нам нужно – это задать правильные вопросы, которые помогут осознать, вербализировать, сделать «видимым» уже имеющееся знание. Этот процесс управляем и включает ряд шагов, которые могут быть заложены в последовательность предъявляемых участникам Кафе вопросов для обсуждения.
Таких шагов четыре. Соответственно, может быть четыре группы вопросов, последовательность предъявления которых поможет организации выработать новое стратегическое видение организации.
4 группы вопросов
для стратегического видения организации
1
Вопросы
2
Вопросы
3
Вопросы
4
Вопросы
Каковы эти 4 группы вопросов?
читайте продолжение статьи...
World cafe: искусство задавать эффективные вопросы
Часть II. Как подготовить вопросы для разработки стратегического видения организации
Автор статьи: Алёна Луговцова - психолог, тренер, руководитель международных проектов, в 2011 году адаптировала в Беларуси технологию "Всемирного кафе".

Редакция и оформление:
Студии фасилитации in.focus
Другие статьи по фасилитации

Корпоративные истории в технологии World cafe


Часть II. Как подготовить вопросы для разработки стратегического видения организации

Роль и место медиации в групповом принятии решения

Для чего важно разделять Контент и Контекст встречи

Каждый, кто работает с группами, находит свой смысл и свою роль в этом процессе

Советы начинающим

Почему фасилитация будет востребована в будущем - размышления фасилитаторов из разных стран

Как фасилитировать и не выгореть

Личные истории фасилитаторов

Когда и зачем проводить вопросительный штурм Q-Storming

Как провести сессию вопросительного штурма

Методы "Консенсус" и "Мировое кафе" в международном пространстве

Техника "регистрации" участников

Используем «живое слушание»

Made on
Tilda