Студия фасилитации in.focus
Развитие ценностей и корпоративной культуры с помощью фасилитационных инструментов:
сторителлинг и Lego Serious Play (c)
Мы продолжаем цикл статей о корпоративной культуре и в этом выпуске предлагаем поразмышлять о ценностях, как основополагающем элементе культуры.
Мы понимаем ценности как руководящие принципы, которые помогают сотрудникам действовать и реализовывать политику компании в каждодневном принятии решений и внутренних коммуникациях, в общении с клиентами, поставщиками услуг, в целом - с рынком.
Основные функции корпоративной культуры напрямую связаны с практикой реализации ценностей:
Передача знаний и практик в организации
Именно посредством обсуждения ценностей, как одобряемых (или не одобряемых) моделей поведения в компании, сотрудники узнают внутреннюю структуру и реальность компании, познают, как все работает и что является важным. Это упрощает взаимодействие, позволяет использовать накопленные знания и устоявшиеся модели поведения сотрудников в каждодневной работе, оберегает компанию от деструктивного поведения.
Объединение компании
Согласованность в мировоззрениях и ценностях позволяет на всех уровнях принимать разделяемые решения, осуществлять разумный контроль и общую координацию. Наличие общей цели и основных понятных правил поведения помогает легко улаживать разногласия, которые могут возникать в совместной работе.
Придание смысла деятельности
Сотрудники хотят быть причастными к компании, делающей значимые дела, приносящей пользу. Целеустремленные сотрудники считают свою работу глубоко значимой, а донесение или совместное создание с командой миссии, видения и ценностей помогает сохранить наиболее ценных сотрудников. Потеря же смысла в работе, как правило, ведет к высокому уровню увольнений и значительно затрудняет управление.
Создание сильного и целостного имиджа компании
Клиентам или партнерам извне не нужно вникать в тонкости процесса, знакомиться с документацией, они формируют свое мнение о ней, исходя из ее системы ценностей и транслируемых моделей поведения.
В практике существует множество подходов к выявлению и разработки ценностного ядра компании и они зависят от размера компании, стадии ее развития, степени формализации уже существующих ценностей и многих других факторов. В данной статье мы остановимся на двух используемых нами практиках - сторителлинге и Lego Serious Play©. Каждый из форматов имеет свои особенности применения.
Формат сторителлинга может применяться, когда необходимо работать с выявлением существующего ценностного ядра компании, причем сразу с прицелом на вовлечение достаточно большого количества сотрудников, чтобы их голоса зазвучали и стали основой для сбора реальной картины с существующими моделями поведения.
Коллективное интервью в формате сторителлинга с руководством и достаточно широким кругом вовлеченных может быть организовано, например, с такими этапами обсуждения:

  • «Расскажите историю и приведите примеры поведения сотрудников, которые поощряются в компании (по отношению к клиентам/внутри коллектива/к общественности)?»
  • «Расскажите историю и приведите примеры моделей поведения сотрудников, которые не получают одобрение в компании (по отношению к клиентам/внутри коллектива/к общественности)?»

Формат сторителлинга позволяет выделить реально существующие укоренившиеся ценности, вычленить из них алгоритмы и модели, перевести их на язык реального поведения, которое одобряется либо которое не одобряется. Вместе с тем, возможно, что для достижения будущих вызовов руководство осознает, что необходимо видоизменять сложившуюся практику. Здесь также могут помочь истории.
  • "Какой должны быть ценности завтра, чтобы помогать достижению целей?"
  • "Как мы узнаем, что данные ценности реализуются?"
В дальнейшем, руководству можно рекомендовать использовать истории, чтобы поддерживать эти новые поощряемые модели поведения.
Посредством Lego Serious Play© можно активно проработать совместное глубокое уточнение и вос-создание картины корпоративных ценностей, а также перевести их в простые руководящие принципы.

Данная технология лучше работает с небольшой командой TOP и уровня TOP-1 в ситуации, когда ценности существуют, однако требуется их переосмысление и наполнение новым, актуальным смыслом для всех членов (обновленной) команды.

Сессия Lego Serious Play© будет состоять из стандартных этапов сессии.

Первый из них - индивидуальное строительство, позволит более глубоко осознать понимание ключевыми людьми в компании основных ценностных положений - что они значат для них в работе, в повседневной жизни? Через это глубинное взаимо-понимание будет идти работа по созданию общего смыслового поля.

Далее, ключевые руководители будут работать над совмещением видения по каждой из ценностей.

Следующим этапом станет тема: «Как эта ценность проявляется на работе?», «Как вы узнаете, что ценность реализуется в компании?».

Данная работа может вестись как через Lego Serious Play©, так и посредством фасилитируемой дискуссии. Более подробный сценарий описан в нашем кейсе.

Мы поделились нашими любимыми инструментами. А какие у вас есть фасилитационные инструменты для работы с ценностями?

Автор статьи: Галина Тюрина - партнер Студии фасилитации in.focus
Made on
Tilda