»
студия фасилитации in.focus

Техника Q-Storming:
генерация вопросов,
а не ответов

Часть II. Как проводить сессию
Если вы решили, что техника вопросительного штурма Q-Storming - это то, что сейчас нужно вашей команде,
то теперь его важно правильно организовать и провести.
Техника проведения вопросительного штурма Q-Storming включает несколько шагов:
1. Определите проблему, тему или задачу
Сформулируйте актуальную для группы проблему, короткое провокационное утверждение. Не используйте вопросительную формулировку. Вопросы будут задавать участники. А легче это делать к утверждению. Важно выделить такую проблему, которая волнует вашу группу интеллектуально и эмоционально. Если участникам все равно, остальные шаги бесполезны! Так же убедитесь, что заявленная проблема не имеет очевидного ответа. Иначе, зачем тогда спрашивать?!
2. Проведите генерацию вопросов
Предложите участникам группы задавать вопросы к заявленной теме, проблеме или задаче. Это можно делать в общем кругу, а можно объединить людей в мини-группы. Введите правило «Спрашивать можно обо всем!» и вовлеките участников в задавание вопросов
Задавайте много вопросов
- так много, как только можете!
За один раз каждый участник может задавать один вопрос. Всего Хел Грегерсен советует группам задать по крайней мере 50 вопросов, а лучше даже больше. Когда группа столкнется со ступором и остановится, важно выдержать паузу и вовлечь группу в дальнейшее спрашивание. Как правило, во втором периоде участники задают свои лучшие вопросы.
Записывайте вопросы
- так, чтобы было видно всем!
Записывайте вопросы на отдельном флипчарте. Записывайте каждый озвученный вопрос именно так, как он был сформулирован. Не начинайте озвучивать следующий вопрос, пока не записан предыдущий. Это даст возможность каждому увидеть каждый вопрос, немного подумать и придумать следующий, еще лучший вопрос.
Задавайте разные вопросы
- чем разнообразнее, тем лучше!
Задавайте очевидные вопросы. Задавайте неожиданные вопросы. Задавайте вопросы о вопросах. Задавайте некомфортные вопросы. Задавайте провокационные вопросы. То, что вы задаете вопросы, не обязательно предполагает, что у вас есть на них ответ. Поэтому: Только Вопросы! Без Критики, без Дискуссии, без Ответов или Объяснений!
3. Организуйте работу с готовыми вопросами
А вот тут уже могут быть разные варианты, которые будут определятся вашими целями и результатом, который вы хотите получить.
Вот что можно сделать с записанными вопросами:
выделить «каталитические» вопросы - те, которые содержат в себе самый мощный потенциал для преодоления заявленной проблемы, те на которые ваша команда пока не может ответить, но которые хочет и готова исследовать. Из всего списка получившихся вопросов необходимо выделить 1-2-3-4 наиболее важных.
выделить «горячие» вопросы - те 2-3 самых значимых вопроса, которые возбуждают интерес и открывают новые возможности в размышлении над проблемой
усилить вопросы - продолжить их формулировать, чтобы найти наиболее прорывные из них. Для этого участники еще раз просматривают свои записанные вопросы и работают с ними: переводят открытые вопросы в закрытые и наоборот - играют с формулировками.
сгруппировать вопросы по значимым направлениям, кластерам или типам (вопросы о фактах, вопросы о причинах, вопросы об инновациях и т.д.) и выделить те из них, которые требуют дальнейших дискуссий или исследований
4. Определите последующие шаги
Определить последующие шаги для правильных вопросов часто гораздо легче, чем для идей в ситуации брейншторминга.
Вот что можно делать дальше:
Составить план действий по решению ТОП-3 вопросов
Определить ключевые вопросы для организации отдельных проектов
Организовать отдельную дискуссию, эксперимент
Провести исследование, эксперимент
5. Проведите короткий дебрифинг
Закончите работу короткой обратной связью от участников, которая поможет осознать опыт, пережитый в групповом взаимодействии.
Например, задайте участникам такие вопросы:


"На что был похож для вас этот процесс?"
"Что особенно интересного вы заметили для себя в этом процессе?"

А после самой сессии вопросительного штурма приступайте к работе! Ведь дело осталось за малым - найти ответы на важные вопросы. И прислушайтесь к совету Хела Грегерсена:
«Если вы предпочитаете наблюдать, чтобы получить ответы, идите и сделайте нужные системные наблюдения. Если свежие идеи вы получаете в общении с другими людьми, идите и общайтесь с теми, кто не похож на вас, и вы получите большое разнообразие ответов. Если вы любите экспериментировать, делайте прототипы, тестируйте и находите решения»
Хел Грегерсен
исполнительный директор Центра лидерства при Массачусетском технологическом институте
Техника вопросительного штурма Q-Storming создана не для того, чтобы давать ответы. Она помогает группам и командам смотреть в глубину проблемы, выводить на поверхность важные предположения и гипотезы, обнаруживать взаимосвязи. В результате первоначальная проблема может быть
даже переформулирована. А это значит, что найден тот
правильный вопрос, который приведет группу
к правильным ответам, нестандартным и инновационным решениям!
Часть I. Когда и зачем проводить сессию
Техника Q-Storming: генерация вопросов, а не ответов
Автор статьи:
Юлия Сапожникова - фасилитатор, бизнес-тренер, партнер Студии фасилитации in.focus

Другие статьи по фасилитации

Корпоративные истории в технологии World cafe


Эффективные вопросы - ключ к стратегическим инновациям в организации

Часть II. Как подготовить вопросы для разработки стратегического видения организации

Роль и место медиации в групповом принятии решения

Для чего важно разделять Контент и Контекст встречи

Каждый, кто работает с группами, находит свой смысл и свою роль в этом процессе

Советы начинающим

Почему фасилитация будет востребована в будущем - размышления фасилитаторов из разных стран

Как фасилитировать и не выгореть

Личные истории фасилитаторов

Когда и зачем проводить вопросительный штурм Q-Storming

Методы "Консенсус" и "Мировое кафе" в международном пространстве

Техника "регистрации" участников

Используем «живое слушание»

Made on
Tilda