»
Как поддержать дискуссию в группе?
СТУДИЯ ФАСИЛИТАЦИИ IN.FOCUS
Используем «живое слушание»
На всех стадиях работы с группой одной из ключевых компетенций фасилитатора является умение слушать, которое представляет зеркальную функцию умения задавать хорошие вопросы.

Мы сами, участвуя в тренингах фасилитаторов международного уровня, наблюдая за их работой с группой, изумлялись их умению раствориться сразу после того, как их вопрос прозвучал. Вопросы, которые они задают группе - блистательны, но блистательно и то, что именно делает фасилитатор в то время, когда группа отвечает... Они действительно слушают!

Выдающиеся фасилитаторы готовы к любому ответу. Они полны энергии, концентрации, серьезного внимания и подлинного вовлечения в беседу. Иногда они застывают, вытягиваются в сторону говорящего, внимают ответу всем телом. Такое слушание Синди Макси и Кевин О'Коннор называют «живым слушанием» и описывают в своей книге «Бесстрашный фасилитатор» .

"Живое слушание" помогает фасилитаторам в работе с группой для:
  • создания атмосферы принятия, доверия,
  • повышения активности и вовлечения,

»
Авторы предлагают использовать следующие подходы для достижения большего вовлечения группы и поддержания ее активности:
Будьте среди группы
Как только вам представляется возможность смешаться с участниками – пользуйтесь ею. Во время оживленных дискуссий используйте метод «преднамеренной прогулки». Для неопытного глаза будет казаться, что вы просто прогуливаетесь по аудитории, но фасилитатор знает – он использует технику «живое слушание».
Кивайте, признавая что-то молча
Посмотрите на опытных фасилитаторов, когда они прогуливаются по аудитории – они сохраняют дружелюбное выражение и незаметно кивают тому, что слышат. Слишком частое кивание выглядит фальшиво, а вот редкие честные кивки позволяют участникам получить сигнал, что вы с ними.
Давайте комментарии по запросу
Если люди работают в группах, то хорошим тоном является оказание помощи, когда им надо, особенно в виде хорошего вопроса.
Подбадривайте и говорите комплименты несколько чаще, чем вы привыкли
Лучшие комплименты – это конкретные, относимые к процессу и к участнику. Когда вы достаточно конкретны, это позволяет легко понять, какой именно подход, процесс или путь участника вызывает одобрение. И если участник понимает, за что он получает одобрение, то с легкостью повторяет хорошую практику. Например «Мне нравиться, как ты докапываешься до сути, Людмила!» или «Иван, вы задаете отличные вопросы про будущее!»
Говорите «Спасибо»
Стоит заметить, что "Спасибо" – это наиболее приятное и нейтральное слово принятия в процессе фасилитации. Высказывания «Хорошее замечание!» или «Хорошая идея!» более навязчивы и имеют определенную окраску, если их повторять много раз, то они теряют свой истинный смысл. А что делать тогда, когда надо как-то прокомментировать высказывания, которые явно не вписываются в контекст? Поэтому наилучший выход – не проявлять свою позицию, а давать возможность группе самой маркировать, что является «хорошим замечанием или идеей», а что – нет. Поэтому – используем «Спасибо!»
Признавайте вклад тех, кто начинает дискуссию первыми
Некоторые спикеры даже дарят свои книги, но бесстрашный фасилитатор ограничивается емким высказыванием «Спасибо, что вы начали!» Ведь это вовсе не просто, начать говорить первым, и вся группа об этом тоже знает! Ценность того, что вы признаете этот факт, позволяет признать ценность начала коммуникации и формирует атмосферу доверия в группе.

»
Синди Макси и Кевин О'Коннор рассказывают о разнице между слушанием и «четверкой смертоносных ответов», которые зачастую в нашей культуре принято путать с настоящим слушанием: осуждение, совет, допрос и задабривание.
1. Осуждение
«Вы, действительно, думаете, что это хорошая идея?». Когда вы так судите, вы вообще-то не слушаете, что говорит участник, вы слушаете себя и придерживаетесь своего мнения.
2. Совет
«Я бы на вашем месте…». В этом случае вы предлагаете свою мудрость и знания, когда вас, в общем-то, и не просят.
3. Допрос
«Вам не кажется, что вам бы следовало…». Эта допросная техника представляет собой прекрасную смесь осуждения и непрошенного совета.
4. Задабривание
«Наверняка вы были уверены, что это хорошая идея..». В этом случае, вы как будто становитесь неким большим родителем, который снисходительно говорит с ребенком "Ты мой маленький. Я могу помочь тебе стать лучше!».
Данные ответы приносят две больших беды – они разрешают ведущим процесс фасилитаторам говорить, а что еще хуже – они убеждают группу в том, что фасилитаторы более важны, чем другие участники группы.
В то время, как фасилитаторам важно
верить в мудрость группы,
сохранять нейтральность и
использовать «живое слушание»!


Именно применение техник «живого слушания» - активного присутствия в группе, кивания, искреннего подбадривания и похвалы, признания вклада первых говорящих - позволят фасилитатору успешно поддерживать дискуссию в группе!

»
Авторский перевод части главы книги Синди Макси и Кевин О'Коннор "Бесстрашный фасилитатор":
Тюрина Галина - фасилитатор, коуч, партнер Студии фасилитации in.focus

Другие статьи по фасилитации

Корпоративные истории в технологии World cafe


Эффективные вопросы - ключ к стратегическим инновациям в организации

Часть II. Как подготовить вопросы для разработки стратегического видения организации

Роль и место медиации в групповом принятии решения

Для чего важно разделять Контент и Контекст встречи

Каждый, кто работает с группами, находит свой смысл и свою роль в этом процессе

Советы начинающим

Почему фасилитация будет востребована в будущем - размышления фасилитаторов из разных стран

Как фасилитировать и не выгореть

Личные истории фасилитаторов

Когда и зачем проводить вопросительный штурм Q-Storming

Как провести сессию вопросительного штурма

Методы "Консенсус" и "Мировое кафе" в международном пространстве

Техника "регистрации" участников

Made on
Tilda