»

Разминки на сессиях

Нужны ли, какие и как подобрать
Скажу честно: в своей тренерской практике я всегда использовала разминки. Составляя дизайн тренинга, отдельное время в расписании, всегда отводила на разминки: утренние, после перерывов, после обеда и т.д.
Когда начала вести командные и стратегические сессии, разминки почему-то стали уходить на второй план. Помню ситуации, когда не проводила какое-либо разогревающее упражнение для группы, потому что:
- жалела драгоценное время или
- думала, что взрослым и серьезным людям это не надо или
- велась на поводу у заказчика и делала все "быстро и по делу, без ерунды" или
- просто забывала, как это важно для всего процесса...
Практически во всех таких случаях я потом жалела об упущенной возможности дать своим участникам чуть больше энергии, сил и воодушевления для предстоящей работы. И обещала себе на следующих сессиях вернуть разминкам должное место и внимание на своих сессиях.
Разминка на сессии - это короткий, структурированный процесс, который запускает взаимодействие, энергию и энтузиазм участников для предстоящей работы. А время, выделенное для хорошей разминки, всегда окупиться с лихвой.

»
В качестве разминок на сессиях мы можем использовать привычные нам:
энерджайзеры

техники и упражнения, которые за счет физической и интеллектуальной активности помогают повысить энергию в группе, вернуть внимание и интерес участников
айсбрейкеры

упражнения, которые помогают быстро «повернуть людей друг к другу», знакомиться и общаться с незнакомыми участниками, создавать безопасное пространство для последующей совместной работы
разминки-мостики

которые помогают не только активировать внимание и взаимодействие участников, но и постепенно погрузить их в предстоящую тему

»
Хорошо, когда в разминках, которые мы предлагаем своим группам есть:
Немного юмора
когда все могут расслабиться и посмеяться, разрядиться и вновь зарядиться позитивным настроением
Динамика
когда разминка быстрая и не занимает более 10% времени всей сессии
Возможность встать
когда можно подвигаться, сменить местоположение в пространстве
Возможность поделиться чем-то личным
когда можно познакомиться и пообщаться с тем, кого мало знаешь
Четкая инструкция
когда участники не переспрашивают нас что и как делать, а быстро включаются в практику
Связь с темой и задачами сессии

»
Выбрать хорошую разминку для своей сессии - задача непростая. Кристина Хоган в своей книге «Practical Facilitation. A Toolkit of Techniques» предлагает нам вот такой чек-лист из вопросов, которые помогут подобрать хорошую разминку для сессии:
Это поможет нам объединить участников физически и ментально?
Это поможет участникам чувствовать себя более комфортно друг с другом?
Это способствует нетворкингу между участниками?
Это соотносится с сессией (темой, задачей) и видят ли эту связь участники?
Это будет весело (доставит ли удовольствие) для участников?
Это пробуждает любознательность и энергию в группе?
Это включает каждого участника?
В помещении достаточно места?
Это безопасно физически и эмоционально?
У нас достаточно времени?
Это подойдет для размера и состава этой группы?


»
Подбирая разминку для своей группы, помните, что у каждого участника может быть разная степень готовности делиться чем-то личным и разный предпочитаемый стиль взаимодействия с коллегами. Будьте особенно осторожны с разминками, которые предполагают: физический контакт участников, произнесение необычных звуков и действий, действия, чтобы бросать/ловить что-то, долго ждать своей очереди высказаться.
Самые простые разминки часто предполагают объединение участников в пары. Всем дается время узнать что-либо друг о друге, а затем представить партнера остальной группе.
Или каждый сам может представить себя группе, рассказав «неизвестный факт» о себе. Так, нам известна вариация самопрезентации «Все знают, что я… И никто не знает, что я…». Или вариация «Две правды и Одна ложь», когда участник называет о себе 3 факта, один из которых ложный. Группа должна угадать, что правда, а что ложь.
Если у нас большая группа, мы объединяем участников в мини-группы и даем им какое-то задание, которое нужно выполнить всем вместе, а потом представить результат для всех. Или устраиваем большое «броуновское движение», в котором наши участники в свободном порядке двигаются, образуют пары, обмениваются информацией и образуют новые пары и т.д.
Это такие простые примеры, которые легко и быстро можно придумать и оформить в разминку для своих групп. Учитывая контекст, группы, встречи, темы, организации, участников мы можем наращивать простые приемы дополнительным заданиями, усиливать хорошими вопросами для диалогов, предлагать участникам разные форматы и стимульные материалы (специальные метафорические карты, вопросы, фотографии, «кубики историй», кубики Lego и т.д.)

»
Есть ли у вас примеры упражнений, разминок и ледоколов, которые всегда можно применить в группе? Начать собирать свою копилку уже сейчас - очень хорошая идея!
Автор статьи:
Юлия Сапожникова - фасилитатор, бизнес-тренер

Другие статьи по фасилитации

Корпоративные истории в технологии World cafe


Эффективные вопросы - ключ к стратегическим инновациям в организации

Часть II. Как подготовить вопросы для разработки стратегического видения организации

Роль и место медиации в групповом принятии решения

Для чего важно разделять Контент и Контекст встречи

Каждый, кто работает с группами, находит свой смысл и свою роль в этом процессе

Советы начинающим

Почему фасилитация будет востребована в будущем - размышления фасилитаторов из разных стран

Как фасилитировать и не выгореть

Личные истории фасилитаторов

Когда и зачем проводить вопросительный штурм Q-Storming

Как провести сессию вопросительного штурма

Методы "Консенсус" и "Мировое кафе" в международном пространстве

Используем «живое слушание»

Made on
Tilda