»
студия фасилитации in.focus

Опыт профессиональных фасилитаторов:

советы начинающим

»
Общаясь с опытными фасилитаторами из разных стран, мы видим мощный ресурс в их опыте для тех, кто только начинает свой путь в работе с группами. Истории из практики и личные выводы, советы начинающим специалистам - то, чем поделились с нами профессиональные фасилитаторы
в устных беседах и личной переписке.

Мы начинаем публиковать для вас самое интересное!
Какие уроки вынесли профессиональные фасилитатор из своих первых сессий?
Что следует учесть начинающим фасилитаторам, чтобы стать по-настоящему эффективными в организации групповой работы?
Своим опытом и советами начинающим фасилитаторам делятся Наташа Карпова (Украина) и Истер Май Кокс (США)...
Наташа Карпова в Минске
Наташа Карпова (Украина) -
профессиональный фасилитатор и бизнес-тренер
в Украине, Казахстане, России, Беларуси,
член Международной ассоциации фасилитаторов (IAF)

Самая-самая первая фасилитация...
Поэтому один из самых первых вопросов, который я как фасилитатор, решаю для себя: точно ли фасилитация это тот метод, который стоит использовать в данном конкретном случае?
"Сотрудники компании съезжаются со всей Украины. Первый день тренинг по продажам, во второй - фасилитация. Ответ на вопрос: "Что мы, как менеджеры по продажам можем сделать для повышения продаж?"
Директор компании в зале. Группа отлично работает. Идеи транслируются с позиции менеджеров (без "указания руководству": закупить другой товар, понизить стоимость, дать дорогую рекламу). Директор - доволен, участники - вдохновлены и рвутся все воплощать. Я - счастлива первым удачным опытом...
А на следующий день мне написал один из менеджеров. Директор оставил всех участников еще на 1 день. И провел ШЕСТИЧАСОВОЕ совещание. Ключевым вопросом которого было: ах, вы все знаете ЧТО надо делать, чтобы повысить продажи, так почему же вы до сих пор этого НЕ делали? С разбором каждого пункта, обвинением менеджеров, выговорами и штрафами..."

"Какой-такой Сергей Анатольевич?..."
И теперь я обязательно уточняю: Чье видение развития компании нам надо учесть? Даже если это жена собственника, которая даже не состоит в штате...
"Молодая, активная, амбициозная команда. Готовились к стратегической сессии вместе с собственником компании. Задали 100500 проясняющих вопросов...
Видение, противоречия, стратнаправления - все на УРА! Амбициозные планы, командная работа, воодушевленные участники. Доходим до момента планирования первых 90 дней и все... Такое сопротивление, такая низкая планка для действий! Мы с коллегами фасилитаторами никак не можем понять, что происходит и почему в момент все поменялось. И тут одна участница в сердцах произносит: мы тут сейчас напланируем, а потом придет Сергей Анатольевич и каааак все переделает!
Какой-такой Сергей Анатольевич? Ни про какого Сергея Анатольевича мы не говорили. А оказывается, что у компании ДВА собственника и ДВА направления работы! Менеджеры выполняют работу по двум направлениям. И собственник, с которым мы договаривались о стратегической сессии, планировал ее только для СВОЕГО участка работ. А на этапе внедрения стало понятно, что планировать объем работы БЕЗ понимания планов и объемов второго направления работа вредная и неблагодарная.

Тогда мы прервались на этом этапе и продолжили стратсессию через 2 недели, проговорив и учтя видения второго собственника".
"На предварительной встрече с Заказчиками, в числе прочих, я обязательно задаю 2 вопроса, как раз рожденные моим опытом первых фасилитаций:
1. ЧТО вы планируете делать с полученными результатами? и
2. Кто может прийти и все "переделать"?"

Наташа Карпова
Наташа Карпова в Минске
Истер Май Кокс (США) -
сертифицированный фасилитатор,
член американского отделения Института культурных связей (ICA) и Международной ассоциации фасилитаторов (IAF)

«Я учусь каждый раз, когда фасилитирую. Некоторые вещи из моего раннего опыта помогают мне и сейчас. Теперь я знаю, что....
... то, что я планирую, может занять больше времени
Когда время становится проблемой, эту проблему может решить группа. Фасилитатор может им помочь и организовать работу, например, в такой последовательности:
  • Укажите группе, в чем проблема.
  • Поделитесь тем, как вы ощущаете это в себе и в группе.
  • Спросите группу о возможных вариантах решения проблемы времени
  • Спросите группу, как они хотели бы продолжить
      ... надо перепроверять всю информацию с Исполнительным директором и Советом директоров
      И, возможно, с еще несколькими сотрудниками - сбор более чем одной точки зрения дает лучшее представление об организации, чем голос или мнение одного участника.
      ... не стоит слишком критично относиться к самой себе
      Используйте фильтр - "как мой промах сказался на группе?" "Была ли ошибка замечена группой?" Как правило, нет! Когда я перепроверяю этот вопрос с клиентом после сессии, то он, как правило, говорит, что это никак не повлияло на решение, принятое группой.
      ... очень полезно общаться с коллегами
      Обсуждайте свои фокусирующие вопросы с коллегами! Пока мои коллеги обсуждают их, я получаю более ясные, лаконичные и сфокусированные вопросы для использования в группе.
      ... важно иметь коллегу-наставника
      Очень полезно, чтобы коллега-наставник помогал с дебрифингом (или как вариант, вы можете писать серьезные рефлексии о своем опыте и обучении самостоятельно в отдельном журнале)
      ... ко-фасилитация – это и легко и тяжело одновременно
      Легко и весело, когда два фасилитатора хорошо общаются и хорошо планируют, а самое важное - откладывают свои «эго» подальше. Когда эти условия не соблюдаются, может быть проще сделать это в одиночку?
      И, подытоживая опыт наших коллег,
      рекомендация от чудесного Лэри Филбрука,
      со-основателя и экс-президента Международного Института культурных связей, лидера Института ICA в Тайване, с которым мы познакомились в Украине:

      Наташа Карпова в Минске
      «Считаю, что самое важное для молодого фасилитатора –
      это возможность практики!»
      Практикуйте, коллеги!
      Извлекайте свои уроки и обменивайтесь опытом!
      Беседу с фасилитаторами провела и перевела:
      Галина Тюрина - партнер Студии фасилитации in.focus, фасилитатор

      Другие статьи по фасилитации

      Корпоративные истории в технологии World cafe


      Эффективные вопросы - ключ к стратегическим инновациям в организации

      Часть II. Как подготовить вопросы для разработки стратегического видения организации

      Роль и место медиации в групповом принятии решения

      Для чего важно разделять Контент и Контекст встречи

      Каждый, кто работает с группами, находит свой смысл и свою роль в этом процессе

      Почему фасилитация будет востребована в будущем - размышления фасилитаторов из разных стран

      Как фасилитировать и не выгореть

      Личные истории фасилитаторов

      Когда и зачем проводить вопросительный штурм Q-Storming

      Как провести сессию вопросительного штурма

      Методы "Консенсус" и "Мировое кафе" в международном пространстве

      Техника "регистрации" участников

      Используем «живое слушание»

      Made on
      Tilda