»
студия фасилитации in.focus

Нейтральность фасилитатора

Для чего важно разделять Контент и Контекст встречи?
Поиск своей профессиональной позиции рано или поздно встает перед каждым, кто активно работает с группами и помогает участникам прийти к согласованному решению. В своих размышлениях, личной практике и наблюдениями за работой коллег фасилитаторы ищут собственные ответы на вопросы:
"Что такое нейтральность?"
"Действительно ли нужно сохранять нейтральность?"
"Удается ли кому-то действительно сохранять нейтральность?"
"Если я высказываю свое мнение в группе, я теряю нейтральность?"
Сохранение нейтральности -
одна из главных компетенций профессионального фасилитатора!
Когда отношения становятся проблемой
Сохраняя нейтральность
Фасилитатор работает с группами и командами, занятыми в разных сферах деятельности. Эксперты различных направлений собираются, чтобы решить важные вопросы, которые находятся на стыке их компетенций. И порой эти вопросы, само содержание дискуссии экспертов становится о-о-очень интересным для фасилитатора!
Когда сталкиваются противоположные мнения и отношения
Ну о-о-очень интересная тема!
Случается такое по разным причинам. Это может быть информация, полезная для общего, профессионального и личного развития. Это могут быть идеи, способные усилить личный бизнес фасилитатора или его профессиональные компетенции. Это могут быть вопросы, в которых сам фасилитатор профессионально разбирается или у него есть большой опыт работы с такими вопросами в группах, а может быть у него просто есть свое личное мнение.
И вот тут фасилитатор рискует потерять свою профессиональную нейтральную позицию в работе с группой.
Когда фасилитатор становится медиатором
И что теперь? Разорваться?!!
Фасилитатор теряет нейтральность, когда:
проявляет излишнее любопытство и включенность в тему;
пытается запомнить важные для себя идеи и соотносит их со своей реальностью;
высказывает свое экспертное мнение - включает «консультанта»;
стремится разобраться в теме больше, чем уделить внимание процессу группового мышления и коммуникации
Порой, фасилитатор может не высказывать свое мнение и отношение вслух, но какими красноречивыми могут стать его лицо и тело в этот момент!
Когда сталкиваются противоположные мнения и отношения
Ну о-о-очень интересная тема!
Удивительно как, порой, быстро группе удается почувствовать смену позиции ведущего, когда фасилитатор начинает высказывать свое мнение, приводит аргументы вместо того, чтобы задавать вопросы!
И вот уже участники "ставят на место фасилитатора", когда говорят, что "у них так не сработает" или "так они уже сто раз пробовали", или"сейчас это уже так не сделать"! В общем, ставят под сомнение или полностью отрицают идеи ведущего.
А может быть и наоборот. Участники подхватят и примут идею фасилитатора как спасательный круг, когда самостоятельный поиск заходит в тупик. Но часто такое решение уже не относится к взаимовключающему и взаимоприемлемому решению группы, в котором каждый участник чувствует силу для внедрения изменений и готов воплощать как свое. Фасилитатор оказал группе медвежью услугу...
Как только фасилитатор заметил, что начинает терять равновесие и проявляет личную заинтересованность и даже излишнее любопытство к информации участников - это сигнал: "Срочно вспомни и вернись в свою позицию! Ты здесь кто? Ты здесь зачем?"
И фасилитатору потребуются дополнительные усилия, чтобы вернуть себя в роль ведущего процесса и уйти в тень информационного контента группы.
Когда сталкиваются противоположные мнения и отношения
Срочно вспомни и вернись в свою позицию! Ты здесь кто?
Фасилитатор сохраняет нейтральность, когда:
на фоне поступающей от группы информации способен выделить то, как взаимодействуют участники;
держит при себе свое экспертное мнение в обсуждаемом вопросе;
не спорит и не доказывает участникам свою точку зрения;
допускает и стимулирует в группе разнообразие точек зрения;
задает вопросы участникам, а не ведет их вопросами;
задает вопросы для группы, а не для себя.
Сохраняя нейтральность, фасилитатор держит фокус на процессе группового взаимодействия и, тем самым, успешно выполняет свою роль в группе.
Обучение фасилитации позволяет отслеживать и развивать в себе позицию нейтральности.
Когда группа приходит к взаимо включающему решению
Держим фокус на процессе!
Для чего важно разделять
Контент и Контекст встречи?
Чтобы сохранять нейтральность фасилитатору, прежде всего, важно различать Контент и Контекст групповой встречи.
Контент - это тема встречи: "О чем говорит группа?"
Контекст - это процесс, по которому идет группа в своей дискуссии для выполнения своей задачи: "Как говорит и работает группа?" Контекст позволяет работать Контенту.
Посмотрите на песочные часы...
Форма песочных часов (контекст) задает форму песку (контент). Форма не меняет сам песок, а помогает ему держать свою форму таким образом, чтобы выполнять заданную функцию.

Без песочных часов песок останется песком. Но, лишившись заданной формы, он перестанет выполнять столь важную функцию. А песочные часы без песка останутся просто пустым сосудом.
Оставаться нейтральным -
значит держать Контекст, а не Контент встречи!
Когда фасилитатор сосредоточен на Контексте встречи, он помогает группе поддерживать свою важную функцию в заданный момент, держать свою цель и идти к ней. А участники могут посвятить все внимание своему профессиональному Контенту.

Группа доверяет Контексту встречи и верит, что он не будет использован для манипуляции, а построен таким образом, чтобы помочь ей прийти к согласованному решению.

Фасилитатор доверяет Контенту встречи и верит, что у группы есть все необходимое, чтобы справиться со своей задачей.

Таким образом, нейтральная позиция фасилитатора - это позиция взаимного доверия в группе!
Автор статьи:
Юлия Сапожникова - партнер Студии фасилитации in.focus, фасилитатор
Другие статьи по фасилитации

Корпоративные истории в технологии World cafe


Эффективные вопросы - ключ к стратегическим инновациям в организации

Часть II. Как подготовить вопросы для разработки стратегического видения организации

Роль и место медиации в групповом принятии решения

Каждый, кто работает с группами, находит свой смысл и свою роль в этом процессе

Советы начинающим

Почему фасилитация будет востребована в будущем - размышления фасилитаторов из разных стран

Как фасилитировать и не выгореть

Личные истории фасилитаторов

Когда и зачем проводить вопросительный штурм Q-Storming

Как провести сессию вопросительного штурма

Методы "Консенсус" и "Мировое кафе" в международном пространстве

Техника "регистрации" участников

Используем «живое слушание»

Made on
Tilda