Студия фасилитации in.focus
Развитие корпоративной культуры с помощью фасилитационных инструментов:
сплоченность и глубокое взаимодействие в компании
В последние 5-7 лет важнейшими задачами и сферами внимания собственников бизнеса, ТОПов и HR-директоров остаются корпоративная культура и вовлеченность сотрудников. Данная статья открывает наш цикл о корпоративной культуре и ее формировании с помощью фасилитационных инструментов.

Понятие корпоративной культуры кажется многоаспектным, философским и достаточно теоретическим. Как правило, оно включает миссию компании, идеологию, корпоративные ценности, принципы, корпоративные компетенции (требования), стили лидерства и т.д. Теория менеджмента содержит основные функции корпоративной культуры, методы ее диагностики.

Однако, с точки зрения обеспечения эффективной работы компании тема имеет прикладное, конкретное значение. На наш взгляд, корпоративная культура – это договоренность (формальная или неформальная) в компании о существующем видении и ценностях, которые формируют реальные модели поведения сотрудников, дающие основания для сплоченной, скоординированной работы на результат.

Поэтому на практическом уровне компании, как правило, решают следующие задачи, напрямую связанные с темой корпоративной культуры:
В данной статье мы остановимся на методах, позволяющих скоординировать работу подразделений компании, сплотить ее отдельных участников (конечно, если такая задача стоит).

Сегодня компании часто фокусируются на развитии долгосрочных отношений со своими целевыми клиентами. Однако, важно помнить, что отношения внутри коллектива или между отделами имеют не меньшее значение. Они способствуют вовлечению сотрудников, помогают снизить текучесть кадров. Развитию отношений в коллективе способствует специально отведенное время для содержательных и структурированных бесед по теме, на которых они могут высказывать свое мнение, независимо от их позиции. Форматами таких содержательных бесед могут выступать «Всемирное кафе» (World cafe), Открытое пространство (Open space).
Для достижения целей координации и легкого взаимодействия большую роль играет язык, на котором общаются сотрудники. Поэтому одной из задач по налаживанию взаимодействия может стать создание единого понятийного поля и языка в компании. Интересно данную задачу решает подход, предлагаемый Г. Минцбергом «Развиваем друг друга» (Coaching ourselves).

В рамках метода «Развиваем друг друга» мини-команде из 6 руководителей предлагается один раз в месяц на своем рабочем месте обсуждать совместно тексты с управленческими концепциями. Это могут быть выжимки по таким темам, как – новые форматы предоставления обратной связи, формы повышения вовлеченности сотрудников, лидерство, роль менеджеров в процессе изменений, роль ошибок в управлении, и т.д.

Данные тексты перемежаются страницами, где группе требуется выполнить определённые задания по теме – обсудить с коллегами острый вопрос по указанной теме, придумать возможности использования какой-либо технологии, дать рекомендации коллегам из группы, подумать о внедрении метода в работу своего подразделения.


Ценность совместной работы в таком формате сложно переоценить, так как метод:
усиливает/настраивает командное взаимодействие в менеджерской среде;
формирует одинаковое понятийное поле у менеджеров, «свой» язык в компании;
позволяет обсудить актуальные управленческие или тематические задачи именно в рамках конкретной компании;
создает систему управления знаниями в компании, путем формирования требуемых управленческих (или иных) компетенций внутри компании;
обеспечивает моментальное внедрение малых изменений в компании за счет уже накопленного опыта и поддержки коллег.

Кроме содержательных моментов, есть также серьезные организационные плюсы:
весь теоретический материал согласуется с ценностями и теми точками роста компании, которые уже существуют;
обучение происходит в среде единомышленников, равных по статусу;
программа носит комплексный характер, индивидуально разработанный под нужды компании;
отвлечение от работы менеджера требуется всего лишь на полтора часа в месяц;
Фасилитация предоставляет множество форматов для работы с корпоративной культурой и вовлеченностью сотрудников. Но важным элементом, который делает работу с корпоративной культурой сложной, является динамичность концепции. Культуры постоянно меняются в ответ на внутренние и внешние изменения, проходя своеобразный рост и развитие внутри одной компании.

Это значит, что активная работа с темой корпоративной культуры, ее формированием и трансформацией, должна быть осознанной, системной и последовательной.


И фасилитационные технологии предлагают широкий спектр инструментов для этого.

В следующем выпуске – как фасилитационные технологии позволяют работать с ценностями компании!


Автор статьи: Галина Тюрина - партнер Студии фасилитации in.focus

работать на результат всем вместе

Made on
Tilda